«азиатский» ген, благодаря которому любой русский может выпить в 10 раз больше европейца, -- всего лишь досужий вымысел

0:00 6 вересня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
Научные тонкости пития корреспондент «ФАКТОВ» выяснял у киевских биогенетиков

Не так давно зарубежные и отечественные информационные агентства распространили сенсационную новость: ученые Российского университета дружбы народов открыли так называемый «азиатский» ген, благодаря которому любой русский может выпить спиртного в 10 раз больше европейца. «ФАКТЫ» никак не могли оставить без внимания это открытие и обратились за разъяснениями к ученым из Института молекулярной биологии и генетики НАН Украины. Во-первых, на территории Украины проживает немало этнических русских, которые могут либо загордиться (»Мы, дескать, не такие, как украинцы!»), либо впасть в отчаяние (»Если я русский, то так и буду до конца дней своих пить, как лошадь?!»). А во-вторых, украинцы тоже не лыком шиты и, как свидетельствует история, пить умеют не хуже русских. А может, у них тоже есть какой-то особенный ген?

Более 30 процентов смертей в России непосредственно или косвенно связаны со спиртным

В чем суть открытия российских генетиков? Попав в кровь, алкоголь вызывает эйфорию или, как выражается молодежь, кайф. Однако приятное действие спиртного прекращается, когда под воздействием ферментов он превращается в сильнейший яд -- ацетальдегид. «Азиатский» ген, обнаруженный у двух третей россиян, по мнению ученых, программирует десятикратную активность этих ферментов. То есть человек с таким геном пьянеет в десять раз медленнее обычного, и его не покидает постоянное ощущение «недопития» и желание «добавить». А в крови тем временем в десять раз быстрее образуется яд -- виновник тяжкого похмелья и, в перспективе, цирроза печени.

Это открытие, по мнению российских ученых, объясняет феномен, описанный Бехтеревым в начале ХХ века, -- русские чаще европейцев умирали от спиртного. Хотя в ту пору Россия была едва ли не самой непьющей страной Европы, однако «алкогольная смертность» россиян превышала среднеевропейскую в 4--5 раз. Сегодня, по данным Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ, Россия занимает одно из первых мест в мире по потреблению алкоголя. Причем более 80 процентов «винной карты» россиянина составляют напитки не слабее 40 градусов.

По словам заведующего отделом Московского НИИ психиатрии Александра Немцова, более 30 процентов смертей в России непосредственно или косвенно связаны с алкоголем. Однако, по сведениям Госкомстата РФ, алкоголь -- причина смертей лишь трех процентов россиян. Немцов объясняет это расхождение тем, что официальная статистика учитывает лишь явные случаи, когда человек, скажем, отравился некачественной водкой. Тем не менее, даже при такой системе подсчета ученые считают официальные данные сильно заниженными в угоду «спиртному лобби».

Как ни парадоксально это звучит, но исторически русские -- нация малопьющая. Спирт на Русь завезли только в XIV веке, в то время, как алкогольная история Европы насчитывает тысячелетия, за которые, как полагают ученые, люди с «алкогольным» геном были «забракованы» эволюцией. Однако Иван Грозный ввел «царский кабак», затем Петр I стал пополнять казну за счет «закупов», и государственная монополия на водку стала серьезной доходной статьей российского бюджета. Остается она таковой и до сих пор. В странах же, к примеру, Северо--Восточной Азии, где по традиции пьют мало, такого не произошло, хотя там носителями «азиатского» гена является до 80 процентов населения.

У россиян и украинцев разные «алкогольные» гены?

-- «Открытие» не выдерживает никакой критики, -- считает заместитель директора по научной работе Института молекулярной биологии и генетики (ИМБиГ) кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Ярослав Корпан. -- Алкогольные напитки обычно содержат этанол. Когда он попадет в организм человека, в процесс вступают ферменты, которые в результате довольно сложной цепи биологических реакций преобразуют этанол или в полезную энергию, или -- в избыточном количестве -- в токсичные вещества.

Нет азиатских, славянских или, скажем, африканских генов, ответственных за распад алкоголя, а есть гены, кодирующие синтез определенных биологических молекул, утверждает Ярослав Изидорович. Термин «азиатский ген» неприемлем еще и по той причине, что у азиатов активность «алкогольных» ферментов значительно ниже, чем у славян. А кроме того, ген не является консервативной структурой и постоянно изменяется. За время формирования того или иного этноса произошло колоссальное смешение генов.

-- Мало того, -- объясняет Ярослав Корпан. -- Сегодня науке известны целых пять разновидностей «алкогольного» фермента, отличающихся друг от друга скоростью воздействия на этанол и другими свойствами. Однако нельзя утверждать, что у славян превалирует самый мощный из них, потому что такие исследования никто не проводил. Кроме того, для корректности сравнения необходимо провести исследования не только славян, но и других народностей мира, а это долго и дорого.

В нынешнем году Всемирная организация здравоохранения привела данные, согласно которым Украина занимает последнее место в Европе по потреблению алкоголя на душу населения. Средний украинец выпивает в год всего два литра спирта, а, к примеру, житель Люксембурга -- 13 литров. Но если верить родной статистике, то в Украине на душу населения приходится 11,3 литра абсолютного алкоголя в год. В то же время в России, согласно статистике, потребление чистого алкоголя на душу населения в прошлом году составило 8,3 литра, а по мнению российских медиков -- превысило 15 литров. Получается, что у русских и украинцев разные «алкогольные» гены?

-- Гены здесь ни при чем, -- говорит заместитель директора по научной работе ИМБиГ доктор биологических наук, член-корреспондент НАН Украины Станислав Малюта. -- В данном случае имеет смысл вести разговор о разной культуре. Дело в том, что Украина исторически всегда была ближе к Европе, нежели к Азии.

По словам Станислава Малюты, утверждение о том, будто русские тесно «сдружились» с выпивкой только в XIV веке, не соответствует действительности. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить летописи, в которых идет речь о хмельных медах и вине. На Руси с незапамятных времен пили брагу, которая по своему токсическому воздействию гораздо вреднее любого самогона, поскольку содержит эфирные масла, метанол и прочие «прелести». Вызывает сомнение и то, что русские намного чаще умирают от алкоголя, нежели европейцы.

-- Спиртное не может рассматриваться как единственный фактор, влияющий на смертность, -- утверждает Ярослав Корпан. -- Нужно учитывать состояние природной среды, техногенные факторы. Если верить сообщениям СМИ, то сегодня более 60 процентов алкогольных напитков фальсифицируется. В таких «коктейлях» может присутствовать что угодно, начиная от эфирных масел и заканчивая смертельно опасным метанолом.

-- В народе говорят: «Водка без пива -- деньги на ветер». Имеет ли это утверждение генетическое происхождение?

-- Скорее биохимическое, -- отвечает Ярослав Корпан. -- Содержащаяся в пиве глюкоза способствует быстрому усваиванию алкоголя. А в ликере глюкозы еще больше, поэтому от ликера обычно пьянеют еще быстрее. На процесс опьянения влияет не только количество спиртного, но и вес человека, а также другие факторы. К примеру, если выпить сразу 200 граммов водки, то эйфория наступает быстрее, так как в организме очень быстро накапливается ацетальдегид.

-- А если выпить два раза по 200?

-- Эйфорию вызывает небольшое количество ацетальдегида, а с лошадиной дозой спиртного фермент не может справиться, все последующие цепочки «алкогольного» процесса блокируются и происходит отравление организма.

-- Исследуются ли в вашем институте проблемы, связанные с алкоголем?

-- В настоящее время институт, -- говорит Станислав Малюта, занимается, в частности, созданием биосенсоров -- аналитических приборов нового поколения, способных идентифицировать практически любое вещество. Кстати, с их помощью уже сейчас возможно очень точно, а главное быстро и надежно, определять содержание в алкогольных напитках метанола и этанола, что очень важно для тестирования качества спиртных напитков. Эти спирты похожи друг на друга, и разделить их обычными химическими и биохимическими методами очень сложно и довольно дорого. В отличие от традиционных систем, биосенсоры абсолютно безопасны для человека, проводящего тот или иной анализ. Более того, в недалеком будущем такие приборы смогут функционировать полностью автономно -- без присутствия специально обученного персонала. По размерам они будут чуть больше сигаретной пачки.

5835