ПОИСК
Культура та мистецтво

Прима национальной оперы елена филипьева: «майя плисецкая и родион щедрин для меня как родные… »

0:00 15 липня 2003
Інф. «ФАКТІВ»
Во время подготовки к недавней премьере балета «Лилея» известная балерина вывихнула ногу, но, превозмогая адскую боль, вышла танцевать

К счастью, зрители так ничего и не заметили. Филипьева, как обычно, блистала, и, глядя за ее танцем, трудно было и представить, что за кулисами народную артистку с волнением ожидают врачи. Бывали случаи, когда в таком состоянии от перенапряжения у балерин парализовало спину.

«Настю Волочкову пора вернуть в школьную форму»

-- Лена, как же это случилось?

-- Мы очень устали. Премьера в конце сезона -- это всегда тяжело. Работали без выходных. И, конечно, перенапряжение сказалось. После спектакля мне пришлось поехать к бабке-костоправке. Сейчас все более-менее нормально.

-- Не так давно вы танцевали в программе у Волочковой. С Настей дружите?

РЕКЛАМА

-- У нас прекрасные отношения, во всяком случае они меня устраивают. Настя -- талантливая балерина, у нее потрясающая выносливость. Редко кто может танцевать так, как она, -- через номер. Но Волочкова увлеклась концертами. Когда у тебя много выступлений, уходит балетная грамотность, приходится выезжать только на своих данных. Появляется какая-то разболтанность в движениях. Как вам объяснить… Вот я кручу -- все вроде бы нормально, но приподнялись плечи, а это уже ошибка. Педагог должен это увидеть и сделать замечание.

-- Одним словом, разболталась Волочкова. Пора ей делать развал-схождение…

РЕКЛАМА

-- Ну зачем так грубо… Просто с ней должен ездить педагог, корректировать ее…

-- Ходят слухи о фантастических гонорарах Волочковой. А сколько зарабатывают балерины такого же уровня, но не настолько раскрученные?

РЕКЛАМА

-- Не буду говорить о себе. А вообще номер может стоить и сто долларов, и пятьсот. В Японии на гала-концерте могут заплатить и две-три тысячи долларов. Хотя некоторые спектакли приходится танцевать за «спасибо» -- бывает, нельзя отказать. Но когда люди «ахают», слыша суммы, которые платят японцы, я обычно говорю: «Вы, знаете, сколько стоят костюмы?» Вот я купила десять пар пуантов, которых мне хватит на месяц, а может, и того меньше. А одна пара стоит 86 гривен!

-- Чувствую, здесь без спонсора не обойтись…

-- Спонсор -- это прекрасно. Настя вот нашла его -- и молодец. А у меня нет даже импресарио. Я ради своего вечера сама ходила к банкирам, просила денег, говорила, мол, я народная артистка, звезда. Разве это красиво?.. Майя Михайловна Плисецкая все знает и очень мне помогает. Как-то великому французскому танцовщику Патрику Дюпону она настоятельно «нашептала» взять меня в партнерши. И я танцевала с ним в Японии «Дон Кихота». Вообще Майя Михайловна и Родион Константинович Щедрин для меня как родные. Майя Михайловна мне всегда при встрече говорит: «Леночка, у меня брали интервью, и я снова сказала, что, как Филипьева, у нас не танцует никто».

«Неприятно об этом говорить, но, чтобы развестись, мне пришлось купить мужу квартиру»

-- Неужели у вас никогда не было импресарио?

-- Одно время им пытался быть мой первый муж, Сергей. Он тоже из нашего театра. Танцевал в кордебалете. К сожалению, это у него не получилось, а потом мы и вовсе расстались…

-- Возможно, он хотел традиционной семьи, детей. Ведь наверняка такой вопрос стоял?

-- Вопрос не просто стоял… Еще до замужества. Мне было тогда двадцать три года. Но я не чувствовала ощутимой поддержки Сергея.

-- Однако родить ребенка значило уйти со сцены? А ведь вы тогда только взлетели -- стали самой молодой народной артисткой Украины!

-- Вы не правы! Сейчас многие молодые девчонки стараются родить, а потом спокойно делать карьеру. А чем ты старше, тем сложнее после родов вернуть форму. Но все равно необходим какой-то толчок. Однако Сергей не сказал тогда, мол, давай, успеешь еще навыступаться. Я думаю, ничего страшного со мной бы не случилось -- ну вернулась бы в театр через год… Но он меня не подтолкнул.

-- И тем не менее вы поженились..

-- Да, мне нужны были старший товарищ, опора, забота. Ведь я очень рано оторвалась от родителей. С одиннадцати лет жила в общежитии хореографического училища. Конечно, не хватало домашнего тепла, хотя меня всегда очень опекали преподаватели. Даже уже в театре мой педагог ревниво оберегала меня от мужчин. Ко мне никто не мог подойти!

-- Вас не смущало, что Сергей -- всего лишь танцовщик кордебалета, в то время как вы -- звезда балета?

-- Для меня никогда не имело значения, какое положение занимает мужчина. Я простой человек, общаюсь с молодыми ребятами, девочками из кордебалета. Так меня воспитали. У меня семья спортивная, папа и брат всю жизнь занимаются легкой атлетикой. Жили небогато, родители, отрывая от себя, присылали на мою учебу в училище 56 рублей -- этого хватало, чтобы оплатить общежитие и питание. Мне сейчас говорят: «Лена, ты должна одеваться ярче». Но у меня нет желания строить из себя звезду! Я обычный человек. И в высокопоставленных компаниях чувствую себя неловко. Все вокруг богатые, крутые, я их не воспринимаю…

-- Но Сергей мог поддержать вас морально. С профессиональной точки зрения он был для вас авторитетом?

-- В этом смысле со вторым моим, гражданским, мужем Денисом мне было интереснее. Он сам был солистом, мог что-то подсказать. Мы вместе выдумывали костюмы, работали над танцем. Но это все равно не главное. Для этого есть педагоги… А причина нашего с Сергеем разрыва -- его, на мой взгляд, чрезмерное увлечение выпивкой. Я боролась, уговаривала. Как так можно: идет ставить в гараж машину, а возвращается уже «тепленьким». Ладно, я ездила вместе с ним в гараж. Говорила: «Если хочешь, давай выпьем за ужином, дома. Аристократы себе позволяли, почему мы не можем?»

-- Может, стоило его закодировать?

-- Ну это не было какой-то патологией. А вообще, знаете, мне кажется, человек должен сам этого захотеть. Иначе никакие уговоры не действуют. Человек должен понять, что он гибнет! Ведь что происходит с некоторыми нашими танцовщиками, которые частенько «употребляют»? Начинаешь танцевать, а у него руки трясутся. Поднять тебя как следует не может -- слабенький такой. Когда я это вижу, мне становится обидно за театр. Мне это просто надоело: приходишь домой уставшая и, вместо того чтобы отдохнуть, просмотреть видеокассеты с записью спектакля, занимаешься черти чем. Я возила его с собой на гастроли, но Сергей не утруждал себя работой импресарио. Я все делала сама. Вплоть до того, что стояла в кассе за билетами.

-- Неужели все было так плохо?

-- Конечно, нет. В нашей совместной жизни было и много радостного. Мы могли ехать в машине, ссориться, вдруг он выскакивал, покупал у теток огромный букет роз и буквально заваливал ими машину. Нет, я ни в чем его не виню, просто у нас оказались разные жизненные цели. Единственное, что меня сдерживало, -- это квартира, которую я как народная артистка получила от театра и которую при разводе пришлось бы разменять, хотя делать этого мне не хотелось. Она большая и очень мне нравится. В конце концов мне с трудом удалось собрать деньги и купить ему другую квартиру…

«У меня есть положение, звание -- все, кроме счастья»

-- А что Сергей? Он ведь с вашим вторым, гражданским, мужем Денисом работал в одном театре. И выглядело все так, будто Денис увел у него жену…

-- Сергея больше волновал не разрыв с любимой женщиной, а потеря источника финансирования. С Денисом они не общались, но стычек, скандалов не было. Я ведь сама ушла. Просто встреча с Денисом подтолкнула меня к этому шагу. Знаете, это была любовь с первого взгляда. Нам говорили: вашу любовь видно и на сцене. А мне нравилось, что Денис, в театре такой шумный, задорный, общительный, дома -- спокойный. Ему было чуть за двадцать, а он вел себя, как зрелый мужчина, был очень хозяйственным. Мы вместе думали над дизайном квартиры, делали ремонт…

-- Почему же счастье не сложилось и на этот раз?

-- Дениса пригласили танцевать в Мариинский театр. Я была готова ехать вслед за ним, бросить в Киеве место ведущей балерины, забыть, что я народная артистка, лишь бы с ним не расставаться. Но… он сам не захотел. Какое-то время мы ездили друг к другу в гости, однако любовь на расстоянии умерла… Сейчас Денис вернулся в Киев, работает по контракту в Национальной опере, но в семью не вернулся… После этого я опасаюсь серьезных отношений. Не хочу снова разочароваться.

-- Поговаривают о ваших близких отношениях с бывшим японским послом… Якобы он не пропустил ни одного вашего спектакля.

-- Ой, насмешили! Он -- просто поклонник. Но его секретарша действительно регулярно звонила мне и узнавала, когда я танцую. «Если он хоть одно ваше выступление пропустит, меня просто уволят с работы», -- говорила она. На прощальном банкете секретарша подошла ко мне и сказала: «Вы знаете, в Киеве его держали две вещи -- футбол и Филипьева». Кстати, бывший посол США в Украине господин Миллер -- тоже мой поклонник, он посещал не только все спектакли, но и репетиции…

-- Похоже, работой он перегружен не был. А как же местные поклонники?

-- У нас в театре есть один всеобщий поклонник, известный всей труппе, вахтерам, билетерам. Он работает где-то в Золотоноше школьным учителем, бывает почти на всех спектаклях, всех знает и обыкновенно кричит: «Леночка, браво!» или «Танечка, браво!». Когда мы это слышим, у всех на лицах невольно появляются улыбки.

1576

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів