ПОИСК

Логопед алла бельдий: «правильную дикцию ребенку помогут выработать стихотворения самуила маршака и агнии барто»

0:00 26 червня 2004
Інф. «ФАКТІВ»
Детская классика оказывает на малышей лечебное действие

Мальчику исполнилось шесть лет, а он не говорил ни слова. Однажды попробовал кашу и сказал: «Недосолена». -- «Почему ты молчал?» -- спросили его родители. «Раньше все было в порядке». В этой шутке есть доля правды: мальчики обычно начинают говорить позже девочек. Они накапливают словарный запас, а после двух лет как начнут «фонтанировать»! Однако нарушения дикции встречаются практически у всех детей. Что делать? На вопросы читателей во время традиционной прямой линии «ФАКТОВ» ответила главный детский логопед-консультант главного управления здравоохранения и медобеспечения Киева Алла Бельдий.

«Ребенок может путать звуки, если не понимает значения слов»

-- Добрый день, Алла Витальевна! Меня зовут Ирина, я из Днепропетровска. Моя пятилетняя дочь хорошо произносит звуки «л» и «р», но в словах путает их. Почему?

-- Одной из причин может быть то, что ребенок еще не понимает значения некоторых слов. Попробуйте делать так: правильно произносите слова, содержащие трудные для нее звуки, и объясняйте девочке, какие понятия они обозначают. Например, ложки -- это то, чем едят, а рожки растут на голове у коровы. Когда до девочки дойдет смысл, она перестанет путать звуки. Если такая тренировка не поможет, обратитесь за помощью к логопеду в районную поликлинику. Он «поставит» звуки, то есть покажет, где должен находиться язычок, чтобы произношение было правильным, и предложит замечательные стишки и поговорки, помогающие улучшить дикцию. Начинать нужно с тех, где много звуков «л». Скажем, такое: «Лена искала булавку, булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Лена искала булавку весь день». Потом выучите рокочущие стихи Маршака: «Кра! -- кричит ворона. -- Кража, караул, грабеж, пропажа! Вор проснулся утром рано. Грош украл он из кармана, карандаш, картонку, пробку и красивую коробку». И только после того как трудные звуки в отдельности будут усвоены, добавьте следующий маршаковский стишок: «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой». Детская классика, в частности стихи Самуила Маршака и Агнии Барто, оказывают прямо-таки лечебное действие.

-- Недавно дочка стала заикаться, особенно когда волнуется. Может, это наследственное? Ее отец тоже немного заикается.

РЕКЛАМА

-- У ребенка, скорее всего, есть предрасположенность к заиканию, если один из родителей имеет такой дефект. А проявиться это может при стрессе, перенапряжении нервной системы, например, от избытка информации. Такое случается, когда ребенок помимо учебы в лицее или гимназии разрывается между спортивной и музыкальной школами, долго сидит за компьютером. Считается, что полностью избавиться от заикания невозможно, но логопеды могут научить, как правильно делать речевой выдох, при котором заикание становится практически незаметным. Это трудно, требует большой силы воли и может занять много времени, поэтому лучше определить девочку в логопедический детский сад и проконсультироваться у невролога или психиатра.

«В неразборчивой речи ребенка могут быть «виноваты» тяжелые роды»

-- Добрый день! Звонит Раиса Ивановна из Киева. Моим внукам-близнецам по 4 года, один из них говорит хорошо, а другой -- молчун, слова не вытянешь. Но очень исполнительный -- делает любую домашнюю работу. Когда ему что-то надо, он мычит, неразборчиво говорит. Возможно, это следствие врожденного заболевания -- у малыша гидроцефалия, в мозгу накапливается излишек жидкости. После операции состояние улучшилось. Может ли ребенок со временем «выговориться»?

РЕКЛАМА

-- К сожалению, дети с такой болезнью часто отстают в физическом и психическом развитии, процесс становления речи у них замедленный. Невнятная речь бывает у недоношенных детей, тех, кто получил травму головы или перенес инфекционную болезнь в первый год жизни. Может сказаться токсикоз, перенесенный мамой при беременности, и тяжелые роды. Если ребенок хватается за домашнюю работу, но отлынивает от обучения, это своего рода защитная реакция от нагрузки. У других деток она проявляется необъяснимой агрессией или беспричинным смехом. Вашему внуку обязательно нужно ходить в логопедический детсад, чтобы специалисты чаще с ним занимались. Можете обратиться в городской речевой центр, который расположен по адресу: ул. Миропольская, 8. Там ребенка обследуют психиатры и неврологи. Или приходите ко мне на консультацию в первую детскую поликлинику Деснянского района по адресу: проспект Маяковского, 18-а, телефон 515-17-42.

-- Светлана из Киева беспокоит. Мои сыновья трех и пяти лет выговаривают все звуки, кроме «р». Мы обратились к логопеду, но он сказал, что лучше привести детей после пяти лет…

РЕКЛАМА

-- Это неправильно. Логопеды работают с детьми примерно с трех лет. Другое дело, способен ли ребенок сосредоточиться, слушать, понять, что «тетя» от него хочет. Если малыш расторможен, непоседлив, специалист посоветует прийти через пару месяцев. По современным представлениям, начинать работать с ребенком необходимо как можно раньше, потому что с возрастом подкорректировать речь будет труднее.

-- Это «ФАКТЫ»? Звонит Наталья из Новоград-Волынского Житомирской области. Моему сыну 2,5 года, он плохо говорит. Нужна ли такому маленькому помощь логопеда?

-- Конечно. Во всяком случае, проконсультироваться не помешает. Единственное препятствие в данный момент -- пора отпусков. Поэтому обратитесь в поликлинику осенью. Но и сами многое можете сделать. Чаще разговаривайте с малышом, каждое его действие сопровождайте словами, например: «Боря проснулся, Боря потянулся (улыбнулся, поел и т. д. )», стараясь, чтобы ребенок не только слышал, но и видел, как вы выговариваете звуки, как двигаются ваши губы, язык. Просите, чтобы ребенок за вами повторял. Пусть говорит, что ему нужно. Частая ошибка родителей -- исполнение любого желания своего чада, стоит ему только показать или промычать. Если его и так отлично понимают, зачем тогда напрягаться?

-- А не может ли инфекционное заболевание быть причиной невнятной речи? Когда мальчику было 4 месяца, он переболел отитом.

-- Возможно, из-за воспаления среднего уха утолщилась барабанная перепонка, и поэтому слух ухудшился. Когда ребенок плохо слышит, то и звуки произносит неправильно. Проконсультируйтесь у ЛОР-врача и сделайте аудиограмму.

-- Алла Витальевна? Я живу в Подольском районе Киева, моему сыну 6 лет. Он не договаривает окончания слов, говорит, например: «Я хочу тигр нарисовать». Может в слове поменять местами слоги. Еще меня волнует, что у него плохая память, а мы собираемся отдать его в первый класс. Можно ли что-то сделать до школы?

-- Вам нужно обратиться к районному логопеду. Но имейте в виду, что есть патологии, которые легко исправить, и те, над которыми нужно работать ежедневно. Это как насморк и пневмония -- от первого можно избавиться с помощью капель, а вторую необходимо лечить антибиотиками и уколами. Очень часто школьники дразнят тех, кто плохо говорит, и у ребят формируются комплексы. Поэтому если логопеды посоветуют не спешить и годик еще походить к специалисту или в логопедический детсад, прислушайтесь к их мнению.

-- Здравствуйте! Меня зовут Ирина. Мой сын (ему 4,5 года) очень любит читать стихи, посещает театральный кружок, мечтает стать артистом, но вот беда: он не выговаривает многие звуки. Что делать?

-- До пяти лет идет становление свистящих и шипящих звуков и дифференциация «л» и «р». Если по некоторым причинам речевые зоны мозга поражены, специалист это выяснит и поможет включить компенсаторные возможности -- здоровые клетки мозга возьмут на себя функции поврежденного участка. И делать это желательно как можно раньше.

-- Когда лучше начинать учить малыша иностранному языку?

-- После того как сформируется речь на родном языке, обычно с 3--4 лет. Но если с произношением возникают проблемы, то иностранный лучше начать изучать позже.

-- Педиатр посоветовал нам заниматься у логопеда. Это женщина, и сын наотрез отказывается к ней ходить: говорит, она некрасивая.

-- Дети порой убийственно прямолинейны, но вам ничего не остается, как найти красивого логопеда. Ребенок не доверится чужому человеку, который ему не нравится. И я знаю, что если буду плохо выглядеть, малыши даже порог кабинета не переступят. Медицинский халат не надеваю, чтобы не оттолкнуть. Навешиваю всякие цацки, висюльки, побрякушки, чтобы привлечь внимание. Установить контакт с ребенком -- это половина успеха.

«Главное, чтобы тебя понимали»

-- «Прямая линия»? Скажите, всегда ли ребенка, у которого небольшие проблемы с речью, удается научить красиво говорить?

-- Красивая речь -- это правильная речь, и многое зависит от желания ребенка и настойчивости родителей. Логопед ничего не сможет сделать, пока малыш не поймет, как важно для него правильно говорить. Ведь главное, чтобы тебя понимали. Однако доказано, что задержка развития речи приводит к тому, что дети хуже обучаются писать и читать, им труднее пробить себе дорогу в жизни. Потом, когда юношу или девушку не берут на работу, которую они хотели бы получить, спохватываются: почему же меня в детстве не научили… А я вспоминаю случай: привели ко мне мальчика двух с половиной лет. У него была тяжелая врожденная патология, которую в народе называют волчьей пастью и заячьей губой. Со временем мальчик перенес семь пластических операций. Я научила его говорить первые слова, мы вместе одолевали трудности произношения звуков. Ему было очень тяжело, но маленький человечек был упорным и настойчивым, его силе воли позавидовал бы и взрослый. А его бабушка, родители -- просто герои. Они 3--4 раза в неделю приводили малыша в поликлинику, дома тоже усердно с ним занимались. Иногда, когда что-то не получалось, он кричал: «Ты мне надоела!» И я чуть не плакала… Сейчас мальчику восемь лет, он перешел во второй класс. Говорит лучше многих, и только я замечаю -- немного гнусавость осталась. Орать, петь, стихи читать -- пожалуйста. Недавно пришел и говорит: «Поздравляю с праздником!» -- «С каким?» -- спрашиваю. -- «Какая разница!» А у самого -- улыбка до ушей.

Другой мальчик, которого ко мне привели в семь лет, на первом занятии просто тупо молчал. Такое не редкость при задержке умственного и физического развития… Сегодня этого пятиклассника остановить нельзя -- такой болтливый стал. Бабушка во внуке души не чает: он и на рояле играть учится, и в школе с английским уклоном занимается -- вот вам и отсталый. Порой может что-то скрыть, приврать -- как все дети…

Среди множества моих подопечных есть пятилетний ребенок, у которого тяжелое поражение мозга. Мало кто верит, что он сможет произнести хотя бы слово. Но я вижу: у него такие ясные доверчивые глаза, он все понимает. И будет говорить, хотя примитивно. Обратиться к логопеду никогда не поздно. Только нужно помнить, что чем старше становится ребенок, тем больше у него появляется психологических проблем. Был случай: 17-летний парень сильно картавил, но это не тяготило его, пока… не влюбился. Он приходил ко мне на занятия, когда в кабинете никого из малышни не было -- стеснялся. Мы работали до седьмого пота. Когда все получилось, парень принес гитару и долго пел мне песни своего любимого певца Виктора Цоя.

Подготовила Ирина СЛОБОДЯНЮК, «ФАКТЫ»

 


2647

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів