ПОИСК
Події

«я решил: надо бежать, идти, ползти на четвереньках… Если же остановлюсь, мне конец»

0:00 26 жовтня 2005
Інф. «ФАКТІВ»
Заблудившись в Крымских горах, 73-летний грибник Юрий Потеряйко из Симферополя провел без еды, под ливнем и мокрым снегом три дня и две ночи! С Юрием Макаровичем мы встретились уже на следующий день после того, как он нашелся. Сейчас мужчина находится в симферопольской городской больнице. На руках у него надеты две пары перчаток, на ногах — две пары носков. Несмотря на случившееся, мужчина не унывает и хочет побыстрее выйти на работу, а потом снова побывать в горах. На прикроватной тумбочке лежит подробная карта Крымских гор: по ней он уточняет маршрут, который поневоле прошел. Это около 60 километров. Еще Юрий Макарович, геолог по профессии, серьезно анализирует причины произошедшего с ним.

«Теперь точно знаю, что Крымские горы могут быть коварными»

- Я же в горах не новичок! Приходилось быть на Памире, Тянь-Шане, в горах Средней Азии, — сокрушается Юрий Макарович.  — Когда в 1970-м приехал в Крым, местные горы показались мне декоративными. Никогда не мог подумать, что со мной может случиться такое! Можно сказать, чудом остался жив! Теперь точно знаю, что Крымские горы могут быть коварными.

Услышав подробности неожиданно затянувшегося похода 73-летнего грибника, можно лишь восхищаться силой воли мужчины и неимоверной жаждой выжить. Вот уж действительно правильно говорят: на Бога надейся, а сам не плошай.

- В воскресенье утром в полшестого утра на троллейбусе из Симферополя поехал до Перевального, чтобы подняться на Долгоруковскую яйлу — там грибные места, — вспоминает Юрий Макарович.  — Лес в том районе знаю очень хорошо, только в этом году побывал там десятки раз. Да и вообще, горы вокруг Симферополя изучил превосходно. Поэтому рассчитал: полтора часа займет подъем на плато, пройду по нему четыре-пять километров, насобираю грибов и спущусь обратно в Перевальное.

РЕКЛАМА

Погода была солнечная, теплая. На мне — только тоненькая рубашка и накидка. В три часа дня, как раз когда мне надо было возвращаться, начал накрапывать дождь, и я ускорил шаг. Уже к четырем часам дня пошел сильный ливень, причем вода была ледяная. Жуткий ветер поднялся — с ног сбивал. Все равно решил идти дальше. Смотрю: вдали костер горит, рядом какие-то люди. Но оставаться с ними, чтобы переждать непогоду, не мог. Ведь дома будут беспокоиться. Да и до кромки леса вроде бы час ходьбы остался, а там спуск в Перевальное, троллейбус — и домой! Только успел подумать, что мне повезло, как со всех сторон вдруг начало клубиться. Не то туман, не то тучи. Все заволокло, вокруг молочная стена, и ничего не видно! Сколько бывал в горах, такого никогда не было! Ветер не прекращался, ливень с мокрым снегом усиливался, укрыться было негде. Да и остановиться не мог — сразу замерз бы. Правда, знал, что в тех местах есть гроты. Но как их найдешь? Ведь ничего не видно. Идешь, как в киселе! Сорок минут шел, час, полтора, а спуска все нет. И тут понял, что заблудился.

- Испугались?

- Особо нет, плато я знаю хорошо, но надо было определиться, где нахожусь. Пошел дальше. Вроде какая-то тропинка появилась и дорога. Подумал: она выведет меня на село Дружное. Побежал по той дороге, потому что уже стало темнеть. Хотел определить по компасу (он всегда со мной) и ничего не увидел. Ночь настала, дождь со снегом заливал очки. А спички я с собой в лес не взял, да и фонарик тоже. Это первая моя грубая ошибка. Стрелку компаса видел, а определить, где красная ее часть, а где черная, где север, где юг, не мог.

- Почему же засветло, еще на плато, не посмотрели на компас?

РЕКЛАМА

- Был уверен, что иду правильно, ведь не раз бывал в тех местах — вдоль и поперек все там исходил. Поэтому сверять маршрут по компасу даже мысли не возникало.

Потом появилась балка. Вроде бывал здесь. Подумал: спущусь-ка по ней и как-нибудь доберусь до трассы. Знал, что дальше есть ущелье. Но его не оказалось! Когда же позже появилось ущелье и сосновый лес, я и вовсе растерялся. Ведь там, где я предположительно должен был находиться, растут лиственные деревья!

Оказалось (Юрий Макарович теперь определил это по карте), что он прошел по горам километров 30 и вышел уже в Белогорском районе, в зуйских лесах!

- На этот раз, наверное, уж точно страшно стало? — спрашиваю у собеседника.

- Да нет. Решил немного поспать, а утром определиться, где нахожусь. Наломал сосновых веток, накрыл их кусочком целлофана, сел, набросил на себя накидку и забылся часа на полтора. Больше нельзя было. Понимал, что могу замерзнуть. Я ведь полностью промок, до ниточки.

«Елки-палки, наверное, я медленно иду!.. »

По официальным сводкам синоптиков, в эти дни температура в Крымских горах достигала минус одного градуса. Практически везде выпал снег. Из еды у Юрия Макаровича было всего лишь десять его любимых карамелек «Рачки» и литр родниковой воды.

- Все, что взял с собой из дому, — говорит он, — съел еще утром, когда поднимался на плато. Кофе тоже выпил и вместо него набрал родниковой воды. Подумал еще тогда: может, пригодится. Так и вышло. Правда, воду особо не пил — очень холодная. А мне надо было сохранять тепло. Просыпаюсь, меня аж колотит! Смотрю, что дождь прекратился и какой-то свет появился. Оказывается, вышла луна. Решил, что спускаться дальше вниз, неизвестно куда, не имеет смысла. Надо снова подниматься на плато, которое знаю. Прикинул, что это займет около пяти часов ходу. Сделал еще одну грубейшую ошибку, когда поднялся на плато: ночью не надо было дальше идти, а следовало дожидаться рассвета. Но, по моим предположениям, пробыть еще два-три часа на плато, учитывая погоду и то, что я промок, было рискованно.

Видимость при лунном свете была неважной. Все равно, подумал, к четырем утра буду в Перевальном и примерно к 10 часам попаду на работу. Начал снова спускаться. Вроде кругом все было похоже на Малиновскую балку. Только где же буреломы и буковый лес, которые там должны быть? Думаю: елки-палки, наверное, я медленно иду! А уже три часа дня понедельника. Тут увидел, что балка расширилась, и решил, что наконец-то подошел к Перевальному. Выхожу, а передо мной водохранилище! Тогда сообразил, куда меня занесло. Аж к Балановскому водохранилищу! Я пошел в противоположную от Перевального сторону, то есть сделал огромную дугу! Места те плохо знаю, бывал там всего пару раз. Но в то же время очень обрадовался, потому что надеялся найти возле водохранилища людей, во всяком случае, охрану плотины. Подошел к воротам и увидел, что на площадке стоит техника, машины. Стал стучать, кричать, а в ответ — тишина.

Бог с ней, с охраной, решил я. Наверное, где-то недалеко, километрах в десяти от водохранилища, должна проходить трасса Феодосия-Симферополь, вдоль которой есть села. Дойду! Карамельки у меня уже закончились, по пути срывал ягоды рябины, но они еще кислые. Воду практически не пил, чтобы сохранить тепло в теле.

Вторую ночь Юрию Макаровичу тоже пришлось провести в лесу.

- Наломал веток, сушняка (сосны уже не было), накрыл их целлофаном и присел на помост, — вспоминает грибник. На плато Юрий Макарович набрал килограммов десять опят. Но по дороге две трети из них выбросил — тяжело было нести. Хотя пару килограммов в его корзинке все же оставалось. Потом он отдал их медсестричкам.

- Думали о родных?

- Если честно, только в первый день, когда опасность была небольшой. А потом в голове вертелось одно: выжить, дойти во что бы то ни стало. Пытался согреться любым способом, растирал руки, ноги, левый кроссовок у меня лопнул, я его выбросил, а на ногу намотал какую-то тряпку. Но о плохом ни разу не подумал, это точно. Знал, что впереди у меня день, помнил, кстати, что уже вторник. Решил, что уж на этот раз доберусь до цивилизации. А когда, подремав полтора часа, встал, чтобы идти дальше, чуть не потерял сознание. И тогда решил, что надо двигаться, бежать, идти, ползти на четвереньках… Если же остановлюсь, мне конец! И, что вы думаете, снова вышел к водохранилищу!

Как оказалось, на этот раз грибник обошел его с другой стороны. Судьба оказалась благосклонной к 73-летнему симферопольцу. Когда он добрался к домику охранников плотины, там были люди. Они напоили его чаем, отогрели и сообщили в МЧС о том, что нашелся человек.

- Когда я понял, что спасен, испытал чувство эйфории, — признается Потеряйко.  — Абсолютно ничего у меня не болело, энергии — полно. Еще подумал: через пару дней выйду на работу.

«Уже и не надеялся, что отец живой»

В это время сын Юрия Макаровича тоже Юрий не находил себе места в ожидании отца.

- Утром в воскресенье я зашел к папе домой, увидел записку на кухонном столе: «Я ушел на Тырке» (гора.  — Авт. ). Тяжело мне с отцом, — смеется сын.  — Отличный у меня папа, скромный, добрый, умница, но есть у него один пунктик — когда видит горы, лес, осеннее небо, дома его не удержать. Это, конечно, идет ему на пользу, давление становится, как у космонавта. Он геолог по профессии, участвовал в строительстве Токтогульской и Нурекской ГЭС, ездил пару раз в Афганистан. Словом, опытный человек. Вы же видите, и сейчас, находясь в больнице, доделывает свой очередной горящий объект — ему поручили провести геологическую экспертизу горы Дива в Симеизе. Так что мы его за такие походы в горы сильно не ругали. Но последний…

Первую ночь, когда отец не вернулся, я глаз не сомкнул — раз десять выходил на остановку. Утром позвонил его руководству (Юрий Макарович главный геолог крымского филиала института «Гипроводхоз».  — Авт. ), рассказал обо всем. Спасибо им, тут же сообщили в МЧС. Вместе с ребятами из КСС (Крымская спасательная служба.  — Авт. ) я пошел в горы искать отца. Первый день не принес результатов, кроме того, что обнаружили следы отца — фантики от его любимых «Рачков», а его самого — увы… На следующий день поиски продолжились. Мне помогал мой товарищ Геннадий Андриенко, у которого большой опыт пребывания в горах. Но получается, что отец ушел километров 30 в сторону от того места, где мы его искали. Я думал, что с ним произошел либо несчастный случай, либо он замерз — температура ведь минусовая, снег лежит. Не надеялся, что он живой. А оказывается, отца как раз и спасло то, что он ушел с плато, с высоты. Ближе к водохранилищу было чуть теплее.

Когда на мой мобильный позвонила сотрудница МЧС и я услышал голос отца, — это было чудо. Поблагодарите, пожалуйста, спасателей МЧС за все, что они для нас сделали. И, конечно, врачей. Сейчас отец находится в более-менее нормальном состоянии, правая ступня спасена. Часть левой, которая была без кроссовка, может быть, придется ампутировать.

- Что, на ваш взгляд, спасло отца?

- Папа остался жив благодаря своему характеру, силе воли, умению бороться до конца.

- Когда больной поступил к нам, он был в сознании, хотя и немного заторможен, — рассказывает врач-ординатор ожогового отделения шестой горбольницы Людмила Ивановна Крапивина.  — Надо же учитывать его возраст! Мы сразу же поставили ему капельницу и начали внутривенно вводить необходимые препараты. У нашего пациента обморожены стопы и кисти рук. Через час-полтора он начал приходить в себя и четко рассказывать, что с ним произошло. Удивительная история! Этому человеку, безусловно, повезло. Правда, может быть, придется ампутировать часть левой стопы, но мы сделаем все возможное, чтобы восстановить кровообращение.

Уже прощаясь, поинтересовалась у Юрия Макаровича, было ли у него предчувствие чего-то нехорошего перед походом в горы.

- Плохого ничего не снилось, но предчувствие какое-то было…  — честно признался грибник. И попросил дать читателям «ФАКТОВ», которые собираются в горы, несколько рекомендаций, которые помогут уцелеть в ситуации, аналогичной той, что пережил он сам.

1. Ни в коем случае не терять присутствия духа и самообладания. Верить в удачу и благополучный исход — безвыходных ситуаций не бывает.

2. Если заблудились, надо постоянно двигаться. Движение — это жизнь. Но с наступлением темноты следует двигаться только на месте. Дождавшись рассвета, отправляйтесь дальше.