ПОИСК
Події

«мы с женой мечтаем установить в храме иконостас и возвести колокольню»

0:00 6 травня 2009
Інф. «ФАКТІВ»
Пожилые супруги-фермеры из Закарпатья Иван и Елизавета Лях построили на своем участке… церковь

В наше время, когда даже молодежь просчитывает варианты, как удержаться на плаву, есть люди, над которыми не властны никакие кризисы. Пожилые супруги-фермеры из села Великий Раковец Иршавского района Иван и Елизавета Лях сами выращивают все необходимое для жизни и даже построили на своем участке церковь. Несмотря на почтенный возраст (главе семьи 78 лет, а его супруге — 69), эти люди усердно трудятся на земле, пытаются приносить радость другим и чувствуют себя счастливыми.

Село, где живут Иван и Елизавета Лях, очень живописное. Построенная церквушка стоит на небольшой лужайке у дороги, за ней течет ручей, а дальше возвышается засаженная фруктовыми деревьями гора. Особенно красиво здесь весной, когда все вокруг покрыто молодой зеленью, на которой белыми островками выделяются цветущие черешни. Когда я подъехал, хозяева хлопотали по хозяйству. Закончив дела, супруги открыли церковь, и мы устроились внутри в приятной прохладе.

- Это место когда-то принадлежало нашей большой семье, где росло пятеро детей, — рассказывает 78-летний Иван Лях.  — Участок находится на границе трех сел — Великого Раковца, Малого Раковца и Имстичово. На горе мы сделали двенадцать террас, чтобы там можно было что-то сеять. Годами укрепляли их камнями, очень тяжело трудились… В сторонке на нашем участке, у самой дороги, стояли три дуба — таких больших, что несколько человек не могли обхватить их. Отец мечтал поставить в их тени крест. Но с приходом советской власти сделать это стало невозможно.

А потом началась коллективизация, и у нас все отобрали. Однажды пришли колхозники и срубили дубы. Говорили, что древесина нужна на новый мост, однако его так и не построили. Позже селяне разрезали бревна для своих хозяйственных нужд. Моя мама, когда увидела, что дубов нет, так и упала без чувств. Я ее на руках отнес домой, она очень долго после этого болела. Трудные были времена… Но человек ко всему привыкает. Потом я женился, — дед Иван с улыбкой кивает на жену.

РЕКЛАМА

- Я из соседнего села Имстичово, — говорит 69-летняя Елизавета Михайловна.  — Училась в педучилище в Хусте, каждую неделю пешком туда ходила. Бывало, 30 километров прошагаем с подругами, да еще с сумками через плечо. Сыр, сало, молоко — что давали дома, тем и питались. Обойдем зимой гору, вытряхнем из сапог снег и дальше идем. Теперь вряд ли кто учился бы в таких условиях. Дорога пролегала возле хаты Ивана, вот он и заприметил меня. Я молоденькая была, у нас девять лет разницы, но когда он прислал сватов, недолго колебалась…

Иван Лях работал в колхозе, его жена была учительницей. В 90-е годы прошлого века колхоз начал распадаться, и Ляхи выкупили здешнюю ферму. А после распаивания земли вернули себе отцовский участок.

РЕКЛАМА

- В 2003-м я исполнил отцовскую мечту — поставил крест на месте, где когда-то росли дубы, — говорит дед Иван.  — Односельчане сразу заговорили, что неплохо бы построить и церквушку или часовню. Я был не против, ведь верующие ходили молиться в соседнее село. Про крест и желание построить церковь узнал наш владыка Милан Шашик и пригласил меня к себе. Мы душевно пообщались, и владыка посоветовал: «Постарайтесь построить хотя бы фундамент, а дальше время покажет». И мы принялись за дело.

Труднее всего было перевести шесть соток на нашем участке в землю несельскохозяйственного назначения и получить разрешение на строительство. Я год бегал по инстанциям… Но Бог нам помогал, и я старался. Даже мысли не допускал, что не удастся сделать запланированное. Затем нанял бригаду работников и сам трудился. Поставили фундамент. Подключилась епархия, простые люди — все помогали, кто чем мог. В начале прошлого года соорудили крышу. И хотя в окна залетал снег, люди уже приходили молиться. А в ноябре, в день Иоанна Златоуста, мы освятили церковь. Владыка привез из Рима мощи, люди подарили иконы. Священник приходит к нам из соседнего села каждое воскресенье и на праздники. Люди сейчас не настолько религиозны, как во времена нашей юности, но сюда даже молодежь приходит…

РЕКЛАМА

Иван и Елизавета Лях бывают в церкви по нескольку раз в день. Вечером Елизавета Михайловна включает внутри свет, так что в селе сразу говорят: «О, уже Ляхова церковь засветилась!» А утром идет на ферму доить коров и выключает лампочки. Пожилая чета любит посидеть внутри, отдохнуть и пообщаться с Богом. Порядок в церкви они поддерживают сами. Счета за электричество и обогрев тоже оплачивают из своих пенсий. И ни на что не жалуются.

- Нам бы еще иконостас поставить и колокольню, — мечтательно говорит дед Иван.  — Проект иконостаса уже сделан, нам показывали. Ох, какой он красивый — весь в позолоте, глаз не оторвешь! И людей бы тогда в храм больше приходило. Но у нас с женой нет столько денег…

Супруги держат троих быков, троих коней, корову и теленка. Сами пашут землю, засевают, собирают урожай. В сторонке от фермы выкопан небольшой пруд, где водятся караси и карпы. Есть на участке еще одно интересное место — уникальный источник, в котором температура воды одинакова круглый год. Летом она кажется холодной, аж зубы ломит, а зимой от источника поднимается пар. Даже в самые лютые морозы вода в нем не замерзает, и все соседки ходят сюда стирать одежду.

382

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів