ПОИСК
Події

Специалист из минздрава убеждал отца антона тищенко, что инфекция, якобы найденная у его сына, после смерти школьника… «улетучилась»

0:00 18 червня 2009
Семья 17-летнего краматорского старшеклассника, умершего год назад после прививки от кори и краснухи, опасается, что Николай Проданчук, бывший главный государственный санитарный врач Украины, разрешивший ввоз в нашу страну индийской вакцины, останется безнаказанным. Однако Генпрокуратура намерена взять его под арест

Похоже, скандал вокруг бывшего замминистра здравоохранения Николая Проданчука, который, будучи главным госсанврачом, выдал одноразовое разрешение на ввоз в Украину без регистрации печально известной индийской вакцины против кори и краснухи, разгорается с новой силой. Не успели улечься страсти после того, как бывшего чиновника объявили в розыск, когда стало известно, что его адвокат Николай Шупеня (в свое время занимавший пост заместителя министра юстиции) был отстранен от участия в деле… за препятствование в расследовании. Адвокат, по словам следователей, уговорил Проданчука обжаловать постановление о возбуждении против него уголовного дела, которое уже было готово к передаче в суд. Но этот номер не удался, и Печерский райсуд Киева отказал бывшему чиновнику в удовлетворении жалобы. Теперь, после выписки г-на Проданчука из больницы, его с нетерпением ждут следователи Генпрокуратуры, которые уже решительно настроены взять подследственного под арест.

Николая Проданчука уже собирались ознакомить с материалами дела, как вдруг он… пропал

«ФАКТЫ» подробно писали о том, как в мае прошлого года во время дополнительной вакцинации против кори и краснухи индийским препаратом, ранее не применявшимся в нашей стране, в Краматорске Донецкой области умер 17-летний школьник Антон Тищенко. Еще более 170 человек из нескольких областей угодили в больницы. По факту смерти старшеклассника возбудили уголовное дело. Николая Проданчука, бывшего на тот момент главным госсанврачом Украины, Кабмин уволил «по собственному желанию», а Генпрокуратура возбудила против чиновника уголовное дело за то, что он выдал одноразовое разрешение на ввоз в страну незарегистрированной вакцины. Когда подростки и взрослые после прививки начали массово попадать в больницы, бывшего госслужащего даже задержали на 72 часа, но вскоре выпустили на подписку о невыезде.

Вскоре уголовные дела о смерти ребенка и против чиновника объединили в одно. Николай Проданчук регулярно являлся на допросы в Генпрокуратуру. Расследование продолжалось более года. Только материалы судмедэкспертизы, которых проводилось свыше 280, насчитывают семь томов. В интервью «ФАКТАМ» Генпрокурор Александр Медведько впервые заявил, что следствие пришло к выводу: между смертью школьника и прививкой есть прямая причинно-следственная связь, как и с незаконным ввозом в Украину девяти миллионов доз вакцины индийского производства, не зарегистрированной в нашей стране и не прошедшей клинических испытаний в Украине. Оставалось сообщить обвиняемому о том, что он может знакомиться с материалами дела. И вдруг г-н Проданчук пропал. Лишь когда Генпрокуратура объявила бывшего чиновника в розыск, выяснилось, что он лежит в больнице.

После исчезновения главного обвиняемого по делу семья погибшего школьника снова обратилась в «ФАКТЫ», а также к омбудсмену Нине Карпачевой с криком о помощи: родители и бабушка Антона опасаются, что бывший госслужащий, причастный к трагедии, уйдет от ответственности.

РЕКЛАМА

- По вызову следователей Генпрокуратуры мы с сыном Володей, отцом Антона, выехали из Краматорска в Киев знакомиться с материалами уголовного дела — как раз в день годовщины смерти внука, — вспоминает Таисия Тищенко, бабушка умершего школьника.  — В кабинете, где находилось уголовное дело, все было сплошь завалено бумагами и папками. Примерно сто томов дела — следствие проделало огромную работу! После ознакомления с этими материалами у нас не осталось сомнений в том, что незаконный ввоз этой вакцины в страну напрямую связан со смертью нашего Антоши. Мы читали протоколы заседаний, где бывший министр здравоохранения Николай Полищук выступал против использования вакцины, которая не была зарегистрирована, а главное, не прошла надлежащих экспертиз. Мы не верим в такие совпадения: пока длилось следствие, Проданчук был здоров, а как только дошло до передачи дела в суд, внезапно заболел.

«… Я думаю, что таким образом Проданчук пытается уйти от ответственности за содеянное, а учитывая его высокопоставленное положение, боюсь, что ему это каким-то образом может удаться, — пишет в своем обращении к Нине Карпачевой Владимир Тищенко, отец Антона.  — Материальный достаток в нашей семье незначительный. Ездить на каждое заседание суда в Киеве нет ни сил, ни денежных средств, а тем более — обратиться за оказанием правовой помощи к адвокату. Поэтому я прошу Вас встать на защиту как моих интересов, так и на защиту интересов народа Украины, чтобы в дальнейшем не допустить нового головотяпства чиновников Минздрава, которое может опять закончиться человеческими жертвами… Прошу Вас направить своего представителя для участия в рассмотрении уголовного дела в суде по обвинению Проданчука Н. Г. в качестве представителя интересов потерпевшей стороны — семьи, потерявшей единственного ребенка, и народа Украины, потерявшего веру в органы исполнительной власти — Минздрав, а также — вакцинацию и прочие акции… »

РЕКЛАМА

«Комиссия пришла к выводу, что до прививки Антон был абсолютно здоров»

- Я жила Антошей! Бывало, провожу рукой по его щеке и шепчу: «Какой же ты у нас красивый», — плачет бабушка Антона.  — Он у нас мальчик был немногословный, никогда себя не хвалил. Но если уж говорил пару фраз, то вмещал в них обычно очень и очень многое. Например, я как-то поинтересовалась у внука, как идет подготовка к поступлению в институт. «А я уже студент», — ответил он. Увидев результаты сданных внуком тестов, просто ахнула: он набрал по математике 167 баллов, а для поступления на избранный Антоном математический факультет требовалось 126. Ему уже пришел вызов из вуза, но…

Бабушка, как это случается во многих семьях, была очень близким для внука человеком. Когда она дежурила у постели Антона в ожидании «неотложки», парень признался, что едва ли не потерял сознание вскоре после прививки. «Бабушка, я сегодня — герой! — вспоминает слова внука Таисия Тищенко.  — Когда шел уже из поликлиники (после сделанной в школе прививки Антона отправили на рентген в поликлинику.  — Авт. ), еле добрел домой — тяжело было дышать. Я остановился на последнем повороте к дому, прислонился к дереву, чувствую, что сейчас потеряю сознание. Но потом собрал все свои силы и таки дошел». Так описал юноша свое самочувствие спустя два часа после вакцинации. «Неотложка» увозила его в больницу с температурой 40,1. Мама Антона узнала о том, что сыну сделали прививку, от матери его одноклассника. Родительница пожаловалась, что ее мальчику стало плохо после вакцинации: «Он уже с дивана не встает».

РЕКЛАМА

- Когда в Краматорск приезжала комиссия Минздрава, отца Антона настойчиво убеждали в том, что его сын был «тяжело болен», — вспоминает Таисия Тищенко.  — Главный специалист по детским инфекционным болезням Сергей Крамарев заявил: дескать, причина смерти Антона — менингококковая инфекция, которая совпала по времени с вакцинацией. Но мы уже знали, что вскрытие не выявило наличия в организме моего внука каких-либо болезней и инфекций. (Это подтверждает и его подростковая медицинская карточка — за 17 лет наш мальчик ничем серьезнее «распираторки» не болел. ) Тогда Володя спросил у Крамарева: «Куда же делась эта инфекция после гибели сына?» А тот ему ответил: «Улетучилась. После смерти ее определить невозможно». Тем не менее комиссия из 12 действительных членов Академии медицинских наук Украины, привлекавшихся к судмедэкспертизе, пришла к выводу, что мой внук был абсолютно здоров до этой прививки и никакая «внезапная инфекция» его не сразила. Все дело в вакцине.

Уничтожить почти девять миллионов доз вакцины с живыми вирусами кори и краснухи не просто

А тем временем судья Печерского районного суда Киева Иван Мосьондз принял решение отказать Николаю Проданчуку в удовлетворении жалобы на постановление о возбуждении против него уголовного дела. Адвокат бывшего чиновника Николай Шупеня тут же заявил, что намерен обжаловать это решение. В тот же день Печерский райсуд отстранил защитника г-на Проданчука от участия в деле «за препятствование в восстановлении истины и затягивание расследования», а также направил постановление в Черновицкую областную квалификационно-дисциплинарную комиссию адвокатуры для решения вопроса об ответственности Николая Шупени. Обжалованию это не подлежит.

- Во время одного из допросов, когда выяснялись обстоятельства выдачи г-ном Проданчуком одноразового разрешения на ввоз вакцины, его адвокат Николай Шупеня передал подзащитному такую записку: «Меньше поясняйте то, что вы не знали, как надо было регистрировать вакцину! Утверждайте, что вы знали про порядок одноразового разрешения и вас убедили подчиненные в законности ввоза препарата — как не подлежащего регистрации», — рассказывает старший следователь Генпрокуратуры Владислав Грищенко.  — То есть адвокат пытался научить подзащитного, как запутать следствие. Эту записку мы приобщили к материалам дела. Когда бывший чиновник попал в больницу, адвокат, затягивая время, не сообщил об этом следствию. На адрес Генпрокуратуры пришла лишь телеграмма, в которой не указывались ни диагноз обвиняемого, ни его местонахождение, ни адрес больницы. Более того, бланк с почтовым сообщением не оформили надлежащим образом, а подпись под сообщением стояла не адвоката, а физического лица. Выяснилось также, что по указанному Проданчуком адресу он не проживает. Все наталкивало на подозрение, что подследственный хочет скрыться.

Адвокат таки затянул время. Но в результате Проданчук был объявлен в розыск и утратил наше доверие. Сейчас следствие располагает разрешением на его задержание и привод в суд с тем, чтобы избрать меру пресечения. Теперь мы будем настаивать на аресте. Пусть знакомится с материалами дела. В следственном изоляторе тоже есть врачи. По нашим данным, заболевание у обвиняемого хроническое, но не смертельное. Хотя адвокат, теперь уже бывший, сообщил, что у его подзащитного саркома легкого. Однако с настоящим диагнозом — хронический саркоидоз легкого второй степени — это не имеет ничего общего.

Николай Шупеня, в свою очередь, сообщил «ФАКТАМ», что г-н Проданчук… проходит курс химеотерапии, но врачи дают благоприятный прогноз на выздоровление, больной не лежачий.

По словам Владислава Грищенко, из-за того что препарат, подаренный ЮНИСЕФ (детский фонд ООН), незаконно попал в страну, пришлось приостановить кампанию по дополнительной вакцинации, которая готовилась более двух лет, и теперь Украине угрожает вспышка кори и краснухи в 2010-2011 годах. Кроме того, сорваны международные договоренности со Всемирной организацией здравоохранения о борьбе с этими болезнями. Срок годности индийской вакцины истекает в августе 2009 года, и если Минздрав не успеет оформить соответствующие документы, ее придется уничтожить. На что потребуются дополнительные бюджетные средства. Не так-то просто уничтожить без малого девять миллионов доз препарата с живыми вирусами кори и краснухи. Теперь Украине вряд ли подарят новую вакцину. К тому же после скандала вокруг индийского препарата и смерти мальчика была подорвана сама идея вакцинации. Хотелось бы, чтобы хоть один чиновник, пусть и бывший, все-таки предстал перед судом. По крайней мере, на это надеются родные погибшего Антона Тищенко.

Написать отзыв о статье

1009

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів