ПОИСК
Події

«когда после всего перенесенного — страшного диагноза, операции, облучения — я узнала, что была… Здорова, у меня случилась истерика»

0:00 10 липня 2009
Інф. «ФАКТІВ»
Против луганских онкологов, которые «лечили» здоровых людей химиотерапией и незаконно испытывали на своих пациентах новые лекарства, прокуратура возбудила уголовное дело. Бывший руководитель онкодиспансера сейчас находится в Киеве на подписке о невыезде и… работает главврачом одной из столичных больниц

Официальная информация, распространенная правоохранительными органами о серьезных нарушениях в Луганском областном онкологическом диспансере, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Правда, для местных жителей это не стало особой новостью. Луганчане давно уже в курсе того, что творится в клинике. Медики, давшие клятву Гиппократа, «выжимают» у умирающих людей и их родственников последние копейки на лечение. В области рассказывают, сколько тут стоит умереть и как могут залечить — в прямом смысле — до смерти. Наконец-то диспансером занялись правоохранители, которые, кроме всего прочего, обнаружили еще и факт незаконных испытаний на пациентах новых медицинских препаратов.

Суммы взяток медикам достигали ста тысяч гривен

- В конце 2008 года к нам поступила информация о том, что руководство и персонал онкодиспансера нечисты на руку, — рассказывает начальник отдела по связям с общественностью областной милиции Татьяна Погукай.  — По свидетельству заявителей, при проведении лечения и обследования их близких врачи вымогали довольно крупные денежные суммы. Такие сведения заинтересовали оперативников службы по борьбе с экономической преступностью, ведь данный диспансер имеет статус коммунального учреждения — следовательно, он на сто процентов финансируется из бюджета. То есть здесь должно быть обеспечено бесплатное лечение больных. В ходе оперативных мероприятий выяснилось, что за 2007-2008 годы пациентами клиники стали около 500 человек, большинство из которых платили врачам деньги не только за операции, но и за все процедуры. Суммы исчислялись в десятках тысяч гривен. Самая крупная достигла ста тысяч гривен.

По словам сотрудников милиции, сложность в документировании незаконных действий руководства и персонала медучреждения заключалась в том, что многие пациенты уже умерли, поэтому не могли подтвердить алчность врачей. Однако собранных фактов оказалось достаточно для того, чтобы прокуратура Луганской области возбудила уголовное дело в отношении главного врача и трех заведующих отделениями сразу по трем статьям Уголовного кодекса Украины: злоупотребление служебным положением, нарушение права на бесплатную медицинскую помощь, ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским работником. Доказать эти преступления могла лишь специальная комиссия, созданная по инициативе руководства областной службы по борьбе с экономическими преступлениями, в которую вошли специалисты управления здравоохранения, санитарно-эпидемиологической станции и ведущие ученные Луганского медуниверситета. Всего было задействовано около 20 экспертов. Они пришли к единодушному заключению: в диспансере не только грубо попирались нормы профессиональной этики, но и нарушалось уголовное законодательство. Многих больных лечили заведомо неправильно.

- Выяснилось, что на протяжении двух последних лет работники медучреждения в отношении ряда больных (на данный момент установлено 20 человек) допустили нарушения официально принятых стандартов лечения: превышали объем оперативного вмешательства, применяли неадекватную программу лечения, допускали технические ошибки во время операций, не соблюдали сроки предоперационного обследования, — говорит начальник отдела прокуратуры Луганской области Сергей Чиж.  — В то же время в органы милиции поступили явки с повинной от граждан, которые передавали врачам деньги за предоставление медицинской помощи. 29 граждан рассказали, что во время лечения их и близких родственников они по требованию докторов оплачивали проведение операций, сеансы химиотерапии и лекарственные препараты для проведения медицинских процедур. Стремясь заработать, многих пациентов оперировали, даже когда в этом не было ни малейшей необходимости.

РЕКЛАМА

«Оперировали одно заболевание, в документах написали другое, а на самом деле у вас третье… »

- Несколько лет назад я обнаружила на шее шишку, — рассказывает пострадавшая от рук медиков луганчанка Таисия Шистер.  — Пошла в поликлинику, где мне посоветовали обратиться в онкодиспансер и сделать пункцию. Результаты анализа «расшифровали» так: у меня предраковое состояние, надо срочно оперироваться. Причем делать это нужно в Луганске. Вы же понимаете, когда услышала такой диагноз, сразу руки задрожали, ноги подкосились, и я согласилась на операцию. Тут же сообщили, сколько и что надо для лечения, и посоветовали: когда морально и материально будете готовы, подходите.

Мы с мужем заплатили деньги, и я легла на операцию. Все прошло, как говорил врач, нормально. Вскоре после выписки мне позвонили из диспансера, попросили приехать. И тут завотделением сообщил, что у меня, оказывается, был уже рак, а он, дескать, удалил метастазы. После чего безапелляционно заявил сестре: «Все, веди ее на облучение!» В итоге я приняла 22 сеанса облучения. Но вместо улучшения мне становилось все хуже.

РЕКЛАМА

Мы случайно узнали, что облучение — не единственный способ лечения, можно было отправиться в Киев или Харьков на так называемый радиационный йод. К тому времени я прошла уже половину курсов облучения. Однако отправилась в Харьков. Там врач направил меня на УЗИ, где и выяснилось, что у меня вместо левой доли железы удалили… правую. Мало того, по результатам анализов консилиум харьковских медиков установил, что у меня вообще… нет и не было никакого рака! Со мной, естественно, случилась истерика. Сколько надо было пережить и перенести — сообщение о тяжелой болезни, операцию, облучение, — а в итоге узнать, что была здорова и все эти страдания напрасны.

На всякий случай Таисия Николаевна поехала на обследование в Киев. Но и в столице несколько известных специалистов подтвердили ей вердикт харьковских медиков.

РЕКЛАМА

- Профессор, доктор биологических наук Татьяна Богданова из института эндокринологии, изучив мои анализы, сказала: «Я подписываюсь под своим мнением, что у вас нет никакого рака… » — вспоминает Таисия Шистер.  — А я ей в ответ: мол, знали бы раньше, тогда бы меня и не облучали. Возмущению профессора не было предела: «Так вас еще и облучили?! Получается, оперировали одно заболевание, написали в документах другое, а на самом деле у вас третье… » И в Харькове, и в Киеве все нам советовали обратиться в прокуратуру, поскольку то, что со мной сделали, — это преступление, ведь здоровью был заведомо нанесен вред.

- Мы подали заявление в прокуратуру Ленинского района Луганска, — рассказывает муж пострадавшей Борис Шистер.  — Там создали комиссию, однако в возбуждении уголовного дела отказали. Тогда мы пошли в областную прокуратуру. Но и здесь заявили, что нет оснований возбуждать уголовное дело. Обращаться в суд, зная, какие у нас судьи, мы не хотим. Это будет пустая трата времени и денег… Кстати, о деньгах. Мы с женой долго думали, почему все так произошло. И пришли к выводу: медики посчитали нас людьми недалекими, которые все равно придут на операцию и заплатят деньги. А то, что жена получила абсолютно ненужное облучение, из-за чего имеет сейчас серьезные проблемы со здоровьем и еще неизвестно, как в дальнейшем все это нам аукнется, — никого не волновало. Более того, внимательно прочитав инструкции к сильнодействующим препаратам, которые она принимала, понял, что только от одних медикаментов можно было умереть.

Главврач заключал договоры на клинические испытания от своего имени

По мнению специальной комиссии, с большими нарушениями в Луганском областном онкологическом диспансере в течение многих лет проводились и испытания на больных новых медицинских препаратов. С этой темой связано еще одно уголовное дело, которое предстоит расследовать правоохранителям.

- Как установлено досудебным следствием, бывший главный врач диспансера совершил преступление, а именно: не зарегистрировавшись в законном порядке как объект предпринимательской деятельности и не получив лицензию на осуществление медицинской практики, на протяжении 2004-2008 годов осуществлял клинические исследования на больных новых незарегистрированных препаратов, — говорит начальник отдела прокуратуры Луганской области Сергей Чиж.  — Это подтверждается договорами между бывшим главным врачом и фирмами-заказчиками. В итоге такого сотрудничества руководитель лечебного учреждения получал деньги на личные карточные счета, открытые на его имя. При этом он, злоупотребляя своим служебным положением, заключал договоры с заказчиками и спонсорами клинических исследований от своего имени как физического лица. И получил личную материальную выгоду в сумме один миллион 798 тысяч гривен в обход диспансера.

- Подобные испытания — обычное явление в медицинской практике, апробируются новые препараты в клинических условиях, — говорит нынешний главный врач Луганского областного онкологического диспансера Мераб Надирашвили.  — Это взаимовыгодное сотрудничество как производителей, так и медицинских учреждений. Хотя база нашего диспансера не соответствует требованиям, которые предъявляются к клиникам, где проходят подобные испытания.

- То, что в клинике проводились эксперименты над людьми, это чьи-то домыслы, — сообщил «ФАКТАМ» в телефонном разговоре бывший главный врач Луганского областного онкодиспансера Леонид Чибисов.  — Мы осуществляли исследования в рамках международной программы. К слову, все они разрешены Министерством здравоохранения Украины и проводились исключительно по добровольному согласию пациента. Это очевидные вещи.

- Как выяснилось, бывший главный врач диспансера подал в Государственный фармакологический центр Министерства здравоохранения Украины заведомо ложные данные о клинической базе лечебного учреждения, что и позволило ему получить формальное право проводить такие исследования, — поясняет Сергей Чиж.

- В итоге в течение девяти лет здесь проходили испытания и, по моему глубокому убеждению, с грубейшими нарушениями, — говорит Мераб Надирашвили.  — Обычно 50 процентов финансирования от заказчиков и спонсоров таких исследований идет медицинскому учреждению, а вторая половина — его сотрудникам. Но, например, за весь прошлый год больнице было перечислено всего 60 тысяч гривен.

По словам заместителя председателя Луганского областного совета Евгения Харина, информация о многочисленных нарушениях в онкологическом диспансере стала основанием для того, чтобы депутаты два месяца назад приняли решение уволить главного врача и назначить нового руководителя. Возмущенный главврач тут же подал в суд.

- К большому сожалению, мы сейчас не располагаем информацией о том, как проводились испытания, сколько человек в них участвовало, какие препараты использовались, кто из медицинских работников и сколько получал за это денег, — говорит Мераб Надирашвили.  — Документации у нас никакой нет, а все материалы изъяты правоохранительными органами. На данный момент у нас на руках есть лишь договоры с фирмами -производителями препаратов.

В этих договорах, по словам первого заместителя начальника областного управления здравоохранения Юрия Инкелевича, даже не указываются названия и назначение препаратов. Такой информацией владеет лишь Государственный фармакологический центр Украины.

Пока идет разбирательство, бывший руководитель онкодиспансера находится в Киеве на подписке о невыезде. В столицу он перебрался, поскольку с недавних пор… возглавил в качестве главного врача одну из городских больниц.

Написать отзыв о статье 

607

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів