ПОИСК
Політика

С помощью своего предмета — математики, биологии или истории — педагог должен учить детей главному: как стать личностью и реализовать свои способности

0:00 28 липня 2010
Інф. «ФАКТІВ»
Возглавляемая Сергеем Тигипко партия «Сильная Украина» разрабатывает реформы, призванные изменить систему управления средним образованием, принцип оплаты труда педагогов, а также философию подготовки учителей

Город Южный в Одесской области, где находится знаменитая авторская школа Николая Петровича Гузика, называют «педагогической Меккой». Известный педагог уверен — учить детей нужно, не ломая личность, подгоняя под какой-то стандарт, а помогая каждому раскрыть свои таланты. В уникальной школе тысяча учеников, и у каждого индивидуальная программа обучения в зависимости от способностей. Ежегодно в Южном проходит международный фестиваль авторской педагогики, куда съезжаются лучшие наставники из Украины, России и других стран. На фестивале мы встретились с Сергеем Ветровым, который курирует разработку реформ в отечественной системе образования в партии «Сильная Украина».

«Уровень подготовки учителей не выдерживает критики»

- Сергей, нередко приходится слышать, что учителям все труднее находить общий язык с детьми.

- Перед учителем сейчас поставлены заведомо невыполнимые задачи. Жизнь за стенами школы меняется стремительно, а педагог подготовлен, что называется, «по вчерашним рецептам». Это не вина учителя. Во всем мире наблюдается глубокий кризис системы образования. А в нашей стране на него накладываются и свои социально-экономические проблемы…

- Что же дальше? Просто пропасть какая-то!

РЕКЛАМА

- Как сказал поэт, у одних вид пропасти вызывает страх, у других — желание построить мост. Мы в «Сильной Украине» хотим строить мост. В партии мы создали экспертную комиссию, в рамках которой вместе с коллегами из регионов проводим обсуждение проблем образования с тем, чтобы выйти на конкретную программу действий, которая поможет сделать систему обучения эффективной. Школе нужны реформы. Это касается технологий, оплаты труда, подготовки учителей…

- Что, по-вашему, здесь главное?

РЕКЛАМА

- На мой взгляд, одна из важнейших задач — просветительская. Кадры в образовании стареют, молодежь не приходит в школы. Когда спрашиваешь первокурсников пединститута, кто из них планирует работать в школе, поднимают руки 60-70 процентов. На старших курсах — это лишь каждый десятый. Не привлекает молодежь работа в школе!

- С такой зарплатой это вполне естественно…

РЕКЛАМА

- Да, оплата невысокая, но это не главная причина. Работать в школе молодым людям неинтересно, скучно. Они не видят, как здесь можно реализовать себя, добиться высоких профессиональных результатов. Но ведь в Украине существуют замечательные авторские проекты. Просто они не стали достоянием широкого педагогического сообщества. Я уж не говорю о родителях, обществе в целом.

- То есть в школу не верят, а вы хотите, чтобы поверили?

- Самая главная проблема в сфере образования — недостаточное количество родителей, которые хотели бы изменений в системе обучения. От общества не поступает социального заказа на современное среднее образование. Да, родители недовольны. Но мало кто верит в возможность что-то изменить.

- Но менять что-то в школе, где работают люди, воспитанные старой советской системой, будет непросто…

- Вы правы. Кадровая проблема — одна из основных. Уровень подготовки и переподготовки учителей не выдерживает критики. И это, вновь подчеркну, не только их вина. Многие учителя хотят работать более творчески, но все инициативы гаснут под прессом существующей системы управления в образовании. Администрирование, я считаю, — вообще одно из самых слабых звеньев системы обучения. Методы управления остаются теми же, что и раньше, когда все сферы жизни общества подчинялись командно-административному принципу. Но уже давно всем ясно, что такой подход в гуманитарной сфере неприменим. Еще в начале двухтысячных годов было заявлено о переходе от государственной системы управления в образовании к государственно-общественной. Государство должно передать профессиональным сообществам, ассоциациям учителей, другим общественным объединениям функции контроля над содержанием и качеством образования, оставив себе лишь функцию обеспечения образования.

- Как все это будет выглядеть на практике?

- Один из вариантов — создание образовательных округов. Скажем, есть несколько школ в микрорайоне. Создается образовательный совет, куда входят педагоги, родители, представители местных властей. Этот совет и определяет тактику развития образования в этом регионе. Органы местного самоуправления, в свою очередь, материально обеспечивают работу округа…

- И как вы предлагаете решить вопрос подготовки кадров?

- На переподготовку учителей государство выделяет средства. А вот на что их потратить, должен решать сам учитель. Кто-то отправится в местный институт последипломного образования. Но многие, возможно, выберут другие центры, имеющие лицензию. Или же авторскую школу. Иногда недельный семинар известного педагога дает такой заряд эмоций, которого не получишь и за месяц переподготовки в институте повышения квалификации. И, конечно, самообучение учителей должно происходить иначе.

- Иначе?

- У нас традиционно готовят учителей-предметников. Математиков, физиков и так далее. Это подход давно устаревший. Не математике или физике нужно учить, а математикой и физикой. При помощи предметов педагог должен учить ребенка главному — как стать личностью, реализовать себя, добиться успеха, жить в гармонии с собой и обществом. Но это иная философия кадровой подготовки!

«Государство до сих пор не разработало систему налоговых льгот, поощряющих спонсорскую помощь»

- Еще бы и зарплата учителя росла вместе с его уровнем подготовки!

- Позиция «Сильной Украины» — размер оплаты необходимо увеличивать. Нужна и другая схема ее расчета. Учитель, который работает более творчески, более продуктивно, должен и получать значительно больше. В России зарплата квалифицированного педагога, прошедшего магистерскую подготовку, выше в два раза. У нас же эта разница — копейки! Уравниловка не стимулирует учителей развиваться…

- Вдобавок школам запрещают заработанные средства пускать на доплаты к учительским окладам.

- Это большая глупость. Школа может и должна зарабатывать. Даже в нынешнем законодательстве предусмотрена масса способов, как делать это честно, легально и корректно. Но чиновник боится, «как бы чего не вышло», и рубит инициативу, запрещает, заботясь исключительно о своем спокойствии. Есть еще одна проблема. Работодатели или благотворители не заинтересованы помогать школам, потому что государство до сих пор не разработало систему налоговых льгот, поощряющих спонсорскую помощь. Предприятие, решившее помочь школе, заплатит налогов больше, чем окажет помощи!

- И последний вопрос: для вас школа завтрашнего дня — это…

- Школа должна стать центром инициативы, творческого подхода к обучению детей. И наша задача — построить такое государство, которое создаст для этого все необходимые условия.

377

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів