ПОИСК
Події

«Если решили делать операцию в Киеве, я отведу вас к заведующему отделением, — сказал посредник. — Он мой друг и отличный хирург. Ему можно полностью доверять»

0:00 21 серпня 2010
Інф. «ФАКТІВ»
Французская тележурналистка, обратившаяся к специалистам Национального института хирургии и трансплантологии имени А. Шалимова под видом покупателя почки, утверждает, что еще полтора года назад узнала о существующих схемах обхода украинского Закона «О трансплантации»

В минувшую пятницу наша газета опубликовала два материала, посвященных скандалу с разоблачением международной группы «черных трансплантологов». В первой публикации сотрудник МВД Украины рассказал подробности деятельности группы. Ее организатором выступал гражданин Израиля. В Украине ему помогали семь посредников, которые находили готовых продать свою почку доноров в интернете. В основном это были молодые здоровые женщины из Украины, Узбекистана, России, Белоруссии и Молдовы. Операции по пересадке почки выполняли четыре высококлассных хирурга из Института имени Шалимова.

По данным правоохранителей, за одну операцию хирург получал 15-20 тысяч долларов. При обыске у одного из врачей было изъято 200 тысяч долларов наличными и еще 300 тысяч — на карточках. Как считают в милиции, дорогие иномарки и загородные дома хирурги купили на деньги от этих операций.

Во второй публикации наш журналист побеседовала с врачами столичного Института Шалимова. Пока они дают показания как свидетели, но правоохранители могут переквалифицировать их в обвиняемых. В свою очередь, хирурги отвергают обвинение, заявляют о предвзятости и прессинге со стороны силовых структур. Найденная у одного из них крупная сумма денег, по словам врача, выручена от продажи недвижимости, о чем говорят документы.

Французские тележурналисты полтора года назад побывали в Киеве с целью получить доказательства причастности хирургов Института Шалимова к «черной трансплантологии». Документальный фильм «Тело на продажу» вышел в 2009 году и стал настоящей сенсацией. «ФАКТЫ» связались по телефону с создателями фильма.

РЕКЛАМА

«Израильский менеджер медицинской группы, которая проводит пересадки органов в разных странах, запросил 130 тысяч евро»

Режиссер сенсационной ленты известный французский документалист, обладатель многочисленных кинопремий Ксавьер Делу. Его помощницей была журналист и писатель Лина Делоуврей. Она известна своими романами и стихами. Лина родилась и провела детство в Румынии, свободно владеет русским языком, говорит без малейшего акцента.

Работа над фильмом «Тело на продажу» продолжалась девять месяцев. Все это время Лина играла роль наживки. Ей удалось провести свое журналистское расследование, проникнув в несколько международных групп «черных трансплантологов».

РЕКЛАМА

 — В 2008 году я разместила в интернете объявление: ищу донора для пересадки почки, — рассказывает Лина Делоуврей.  — По легенде мой супруг живет на диализе, страдает от жутких болей. Его спасет только пересадка почки. Однако во Франции найти донора нелегко: обычно у нас пересаживают здоровую почку умершего человека. То есть нужно ждать «удобного» случая в порядке общей очереди. Но время идет, а органа нет.

Я не сидела сложа руки и стала искать донора сама. Желающих продать почку было очень много: украинцы просили за свой орган 20 тысяч долларов, румыны и молдаване — столько же. А россияне хотели в четыре раза больше: от 80 тысяч долларов. И вдруг на мое объявление ответил Сергей (имя вербовщика изменено.  — Авт. ) из Украины. Написал, что сам уже продал свою почку и хочет помочь другим отдать орган в надежные руки. Дескать, если искать покупателя вслепую, можно нарваться на мошенников. В лучшем случае останешься без почки и без денег. В худшем — простишься с жизнью. Сергей обещал связать меня с нужными людьми абсолютно бесплатно — настоящий Робин Гуд! Писал, что «его хирурги» — лучшие специалисты в своей области. И самое главное, они кристально честные люди.

РЕКЛАМА

Посредник свел меня с врачом из Израиля. Объяснил, что этот человек выступает в роли менеджера международной медицинской группы, которая делает пересадки органов. Сергей сказал, что деятельность группы легальна, поэтому проблем с законом не будет. Дальше я общалась уже с менеджером по телефону. В нашей первой беседе он сказал, что пересадить почку моему мужу можно в одной из стран Азии, где это позволяет закон. Я ответила, что мы с мужем согласны на операцию только в Европе. В конце концов менеджер пообещал организовать операцию в «почти европейской стране». И назвал стоимость услуги — 130 тысяч евро.

После длительных переговоров мы наконец-то перешли к делу. Менеджер попросил прислать копию истории болезни моего мужа в электронном виде, чтобы они смогли подобрать ему донора. Нам с режиссером Ксавьером Делу пришлось попотеть! Во Франции больных на диализе обслуживают кареты скорой помощи. Они забирают пациентов из дому и привозят в больницы для процедуры диализа. С помощью водителя скорой помощи мы получили адреса нуждающихся в пересадке почки. Один из них, 60-летний мужчина, согласился нам помочь. Он устал жить надеждой на операцию и решил немного развлечься, поучаствовав в нашей авантюре.

Так мы получили настоящую историю болезни. Изменив имя пациента, я отравила досье менеджеру. Он сообщил, что донора нашли и мы с мужем должны приехать в Израиль. Я настаивала на встрече в Париже или в Германии. Чтобы наверняка вытащить менеджера во Францию, мы отправили ему еще одну историю болезни 45-летнего мужчины. Якобы он приходится дальним родственником моему мужу и готов оплатить операцию по пересадке ему почки.

Двести шестьдесят тысяч евро оказались убедительной приманкой для менеджера. Вскоре он сам позвонил мне: «Я приеду в Париж вместе с профессором. Он осмотрит больных. Если все в порядке, через две недели можно лететь в Азербайджан. Операции будут проходить в Баку». Я попросила назвать имя профессора. Когда начала собирать информацию на этого врача, у меня волосы встали дыбом. Этого человека уже несколько лет разыскивал Интерпол за незаконные операции по пересадке органов. Раньше он был дважды арестован и почему-то отпущен на свободу. На нашу удочку клюнула очень крупная рыба!

«Разве стоило делать сотни операций, чтобы рисковать потом всем ради сомнительных подработок?»

- Мы оплатили два номера в одной из лучших гостиниц Парижа, заказали столик в ресторане, — продолжает Лина Делоуврей.  — Я встретила менеджера и профессора в аэропорту. С ними прилетел крупный мужчина под два метра ростом. Как поняла, это был телохранитель. Эту троицу я отвезла в ресторан. Там нас ожидал мой «муж» и Ксавьер Делу, который выдавал себя за родственника второго реципиента. Менеджер дал мне номера банковских счетов в Израиле и Германии, куда я должна была перевести деньги. На счет официальной организации врачей-трансплантологов в Израиле нужно было положить по 10 тысяч евро за каждого реципиента. За эти деньги нам обещали провести все необходимые анализы. Еще по 20 тысяч евро полагалось донорам. А 200 тысяч евро менеджер и профессор хотели получить наличными. Представляешь, какие аферисты?!

После этого мы отвезли их в гостиницу. Профессор осмотрел в своем номере моего «мужа». Менеджер потребовал, чтобы я сегодня же дала им 100 тысяч евро предоплаты. Говорю ему: «Ты с ума сошел! Где я возьму такие деньги вечером? Все банки уже закрыты».  — «Значит, завтра». Я сказала, что собрать такую сумму за один день нереально. Тем более по телефону этот момент мы не обсуждали. «Ладно, — смягчился менеджер.  — Давай хотя бы 10 тысяч евро». На следующий день менеджер и профессор до позднего вечера донимали меня звонками: «Где деньги?» Я отключила телефон, и они улетели без предоплаты.

А затем начались звонки из Украины. Сергей уговаривал меня поскорее привезти деньги менеджеру. «Это слишком дорого, — не уступала я.  — Зачем мне рисковать большими деньгами, если я еще не видела донора и не доверяю этим врачам?» «Ну, хорошо, — говорит Сергей.  — Пересадка в Украине тебя устроит? Оперировать будут в Институте Шалимова. Здесь будет в два раза дешевле. Только не говори менеджеру. А то у меня будут большие неприятности». Стало ясно, что этот парень совсем не Робин Гуд. Он сидит на сайте, находит реципиентов и доноров. Потом сводит их с «черными трансплантологами» и получает свой процент от каждой операции.

В марте 2009 года мы с Ксавьером Делу прилетели в Киев. Я позвонила Сергею, и он назначил встречу в кафе возле железнодорожного вокзала. На эту встречу я специально надела массивную шубу, чтобы скрыть под ней видеокамеру. Ксавьер сидел за соседним столиком и снимал нашу встречу другой скрытой камерой. Сергей сообщил, что нашел донора: 28-летняя здоровая девушка из провинции. «Если вы окончательно решили делать операцию в Киеве, я отведу вас к заведующему отделением в Институте Шалимова, — сказал посредник.  — Он мой друг и отличный специалист. Ему можно полностью доверять».

Встреча с врачом состоялась через два дня. Мы встретились с Сергеем у входа в Институт Шалимова и вместе поднялись в отделение. Посредник остался ожидать в коридоре, я разговаривала с заведующим в его кабинете с глазу на глаз. Нашу беседу фиксировала скрытая камера, вмонтированная в мою женскую сумочку. Заведующий мне понравился: интеллигентный импозантный мужчина, приятный в общении. Мне даже стало жаль его: разве стоило столько лет учиться на хирурга, делать сотни операций, чтобы рисковать потом всем ради сомнительных подработок?

«Этот скандал еще раз подтверждает истину: нельзя экономить на врачах»

 — Заведующий осторожно начал с того, что торговля органами в Украине уголовно наказуема, — рассказывает Лина Делоуврей.  — Я спросила: «Как можно выйти из этой ситуации?» Сообщила, что уже нашли донора. Немного помолчав, заведующий сказал: «Нужно, чтобы эта девушка заключила брак с вашим мужем. Тогда мы сможем провести операцию». «А если она не захочет разводиться? — спросила я.  — Французское гражданство получить не так легко. А тут такой шанс… » «Это исключено, — твердо ответил хирург.  — Она знает, на что идет». Я не уточнила, что он имел в виду. Может быть, то, что в случае форс-мажорных обстоятельств девушку найдут и силой убедят расторгнуть брак?

Заведующий не назвал вслух стоимость операции, а написал на бумажке — 50 тысяч евро. Это в два с половиной раза дешевле, чем просил менеджер из Израиля. Мы договорились с заведующим, что мой супруг сдаст необходимые анализы во Франции, а девушку-донора обследуют в Киеве. Потом, после заключения брака, можно будет говорить о дате операции. На том и разошлись.

По словам Лины Делоуврей, международные группы «черных трансплантологов» действуют на территориях разных стран и вливаются во всемирную медицинскую мафию.

 — Самые лучшие трансплантологи — это выходцы из бывшего Советского Союза, которые эмигрировали в США, Канаду и Израиль, — рассказывает французская журналистка.  — В их распоряжении огромная база реципиентов. Найти донора — задание посредника. Анализы на совместимость обычно проводят в клиниках Израиля или Одессы, а операции проходят в Азербайджане, Турции, Грузии, Украине, Хорватии. Существуют отработанные схемы, как обойти Закон «О трансплантации» в каждой стране. Чтобы провести операцию, хирурги прилетают на один-два дня в ту или иную страну. Дирекция клиники, где проходят пересадки, получает небольшой процент от общей стоимости операции. Так что все остаются довольны.

По законам Украины оперировать больных могут только граждане вашей страны. Иногда вербовщики подкидывали украинским хирургам таких «жадных» клиентов, как я. По сравнению с другими странами, где «черные трансплантологи» поставили дело на широкий поток, операций в Украине было немного. Специалисты Института Шалимова брались за сомнительные операции на свой страх и риск. Ваши хирурги просто хотели немного заработать. Но они не преступники, и я не могу их осуждать.

Преступниками Лина Делоуврей считает именитых хирургов из Израиля, США и Канады, которые делают огромные деньги на «черной трансплантологии». А врачам из Института Шалимова французская журналистка искренне сочувствует. Поэтому попросила нас не уточнять название отделения, которым заведует хирург.

 — Этот скандал еще раз подтверждает истину: нельзя экономить на врачах, — говорит Лина Делоуврей.  — Это проблема вашей страны: государство само совершает преступление по отношению к медикам, а значит, и к здоровью их пациентов.

P. S. «ФАКТЫ» связались с заведующим отделением хирургии и трансплантологии почки Национального института хирургии и трансплантологии имени А. Шалимова Владиславом Закордонцем и спросили, видел ли он фильм «Тело на продажу».

 — Не видел, но с интересом просмотрел бы его, — сказал Владислав Закордонец.  — А где этот фильм можно найти? Я отслеживаю сюжеты о трансплантологах. К примеру, недавно посмотрел журналистское расследование репортера телеканала «Интер» Андрея Цаплиенко о «черном трансплантологе» из Турции.

8070

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів